Часть 1. Теория
Часть 2. Практический разгон процессора
Часть 3. Разгон видеокарты
Часть 4. Стандартное охлаждение компьютера
Разгон видеокарты
Общее понятие о разгоне видеокарты
Overclocking видеокарты предусматривает повышение частоты графического ядра и памяти и как следствие повышение производительности видеоподсистемы компьютера. Безопаснее всего разгонять видеокарту специализированными утилитами — такими, как RivaTuner, PowerStrip и т.д. Изменение частот происходит на лету в видеодрайвере, поэтому, если что-то пошло не так — всегда легко откатиться на шаг назад. Также можно повышать частоты непосредственно в самом BIOS`е видеокарты (путем прошивки новых частот), но может случиться так, что вы прошьете частоты, на которых видеокарта не сможет работать — тогда восстановить ее рабочие способности будет намного труднее, поэтому первый способ разгона самый относительно безопасный.
О скорости памяти
Скорость памяти измеряется в наносекундах. Определить ее можно по последним двум цифрам одной из строк маркировки микросхемы памяти. Например, xxxxx xxx -33 означает, что 33 есть 3,3 наносекунды (сокращенно нс). Перевести нс в мегагерцы довольно просто: существует формула 1000/нс; если у вас память типа DDR, то вдобавок нужно умножить полученное значение на 2. Например, на моей видеокарте установлена память 2,8 нс типа DDR — значит, нужно 1000/2,8 = 357 x 2 = 714 MHz.
Разгоняем
Сам принцип overclocking`а довольно прост: повышаем частоты ядра/памяти и тестируем видеокарту на стабильность работы. Итак, вы уже установили RivaTuner. Если нет, скачайте самую свежую версию данной программы (http://www.nvworld.ru/docs/overclock.html). Запускаем RivaTuner, и перед нами появляется главное окно программы, где можно увидеть модель вашей видеокарты, установленный видеодрайвер и т.п. А теперь есть два пути действия: разгонять видеокарту посредством видеодрайвера или "напрямую", не затрагивая видеодрайвер. Последний вариант не пройдет практически на всех новых моделях видеокарт, поэтому будем рассматривать вариант номер 1. Кликаем по Customize, появляется дополнительное меню, где нам нужна только первая закладка System settings, соответственно переходим на нее, и нашему взору открывается центр управления частотами графического ядра и памяти вашей видеокарты, далее устанавливаем флажок напротив Enable driver-level hardware overclocking, после чего выскочит окошко с предупреждением о рекомендации перезагрузки системы для якобы более корректного определения частот видеокарты. Смело жмем Detect now и переходим непосредственно к самому процессу разгона. Вы видите перед собой пару ползунков: Core clock отвечает за частоту ядра, Memory clock — за частоту памяти (если ваша видеокарта имеет раздельные частоты 2D- и 3D-режимов, то следует переключиться на управление 3D-частотами и разгонять их). Начнем с повышения частоты памяти: прибавляем по 20 MHz, жмем кнопку Test, Применить, а далее тестируем видеокарту, например, в 3DMark 2001/2003, потом еще повышаем частоту, опять тестируем — и так до тех пор, пока не найдем потолок разгона памяти (подробнее, чем тестировать, ниже). Метод разгона графического ядра такой же. Будем считать, что вы нашли потолок частот ядра и памяти, протестировали видеокарту на стабильность и корректность работы. Чтобы все наши труды не пропали напрасно после перезагрузки Windows, нужно сохранить уже новые частоты видеокарты. Для этого устанавливаем флажок напротив Apply overclocking at Windows startup все в том же окошке управления частотами и жмем Save.
Признаки переразгона
Основными признаками переразгона (перегрева) памяти видеокарты являются артефакты, появляющиеся на экране монитора во время работы 3D-приложений (при сильном переразгоне их появление возможно даже в 2D-режиме): "выбитые" участки изображения, отсутствие текстур, полосы и другие аномалии, которые не возникают на стандартных частотах. Зависание же изображения — это признак переразгона (перегрева) графического ядра видеокарты. Если вы столкнулись с переразгоном, следует предпринять следующее:
- Снизить частоту переразогнанного компонента до той частоты, когда видеокарта сможет работать стабильно.
- Если вы никак не улучшали стандартную систему охлаждения, нужно ее модернизировать: установить радиаторы на память, добавить дополнительный вентилятор. Следствием этого будет уменьшение температуры ядра и памяти и, возможно, повышение порога разгона.
- Сделать вольтмод ядра и/или памяти, если это, конечно, стоит того. Минусы: большая вероятность потери гарантии, трудность выполнения, повышение температуры ядра и памяти. Плюсы: значительное повышение порога допустимых частот.
Разблокирование видеодрайвера
Практически все новые модели видеокарт имеют защиту от изменения частот самим пользователем. В большинстве случаев такая защита существует только на уровне видеодрайвера, но встречаются прецеденты, когда производитель блокирует изменение частот на уровне BIOS видеокарты, тогда прошивают версию BIOS от иного производителя, которая не имеет такой защиты. Но, как я уже сказал, такие случаи редки, поэтому рассмотрим метод избавления от защиты в видеодрайвере. Для этого нам нужен чистый дистрибутив видеодрайвера для видеокарт NVIDIA или ATI — Detonator/ForceWare или Catalyst соответственно — и свежая версия RivaTuner (куда же без нее:)). Распаковываем драйвер (но не устанавливаем!), если он был в архиве.
Находим в корневой директории RivaTuner папку Patch-Scripts, заходим в нее — там расположены еще две папки: ATI и NVIDIA, — и в зависимости от вашей видеокарты заходим в нужную. Для видеокарт ATI направляемся в папку по адресу ATI/ATIOverclocking Antiprotection и смотря какая установлена ОС выбираем нужный скрипт. Кликаем по нему, в появившемся окне жмем Continue, указываем путь к приготовленному дистрибутиву Ca-talyst и патчим файл ati2mtag.sys или ati2mtag.sy_ в зависимости от расширения файла, расположенного в дистрибутиве. Для видеокарт NVIDIA скрипт находится по адресу NVIDIA/ Detonator FXAntiprotector (до Detonator 45.xx) или ForceWare Antiprotector (от ForceWare 53.03 и выше), также выбираем скрипт, зависимый от версии ОС, и патчим. Итогом вышеприведенных действий станет возможность изменения частот в RivaTuner.
Назначение иных скриптов
Наверно, вы уже заметили, что, кроме вышеприведенных скриптов, в директории PatchScripts есть и множество других, не менее важных. Попробую кратко описать назначение каждого.
Скрипты, расположенные в папке ATI:
- SoftFireGL — предназначен для программной переделки видеокарт, основанных на ядре R300, в профессиональный видеоускоритель FireGL Z1/X1/ T2/X2.
- SoftR9x00 — позволяет разблокировать 8 пиксельных конвейеров на ATI Radeon 9500/ 9800SE. В теории мы можем получить из любого 128-битного Radeon 9500 Radeon 9500 PRO, из любого 256-битного Radeon 9500 — Radeon 9700 PRO, а из любого Radeon 9800SE — Radeon 9800PRO (128- либо 256-битный в зависимости от разводки печатной платы).
Скрипты, расположенные в папке NVIDIA:
- AnisoBoosterD3D — позволяет разблокировать функции оптимизации анизотропной фильтрации на текстурных стадиях в Direct3D, по умолчанию применяемые на видеокартах семейства GeForce4 Ti, для видеокарт GeForce3 и ее вариантов.
- AnisoBoosterOGL — позволяет повысить скорость работы алгоритма оптимизации анизотропной фильтрации в OpenGL.
- LODBiasFix — устраняет ошибку, существующую в Detonator 23.10-52.14, и позволяет видеодрайверу устанавливать отрицательный Direct3D mipmap LOD Bias правильно.
- NV25AALines — позволяет использовать аппаратный антиалиасинг линий на видеокартах на базе ядра NV25 ревизии A2.
- NVStrap antiprotection — блокирует защиту от NVStrap.
- RTPatchFix — включает заблокированные возможности D3DDEVCAPS_QUINTICRTPATCHES и D3DDEVCAPS_ RT PATCHES.
- SoftQuadro4 — позволяет разблокировать большинство профессиональных возможностей в видеокартах на ядре NV17/NV18/NV25/NV28.
Тестирование видеокарты
3DMark 2001SE/2003 — это программы, предназначенные для тестирования производительности видеокарты. Параллельно с этим их можно использовать для выявления некорректной работы видеокарты — сразу заметен переразгон и перегрев. Интерфейс программ прост и интуитивен, имеются гибкие настройки тестирования. Однозначно 3DMark является самым популярным тестовым пакетом, "попугаями" которого "меряются" во всем мире, а благодаря системе ORB и вы можете вступить в гонку — позволила бы только видеокарта.
- 3DMark 2001SE — требуется аппаратная поддержка DirectX 8.1 со стороны видеокарты. Рассчитан на видеокарты предыдущего поколения (GeForce 3/4).
- 3DMark 2003 — требуется аппаратная поддержка DirectX 9.0b со стороны видеокарты. Рассчитан на видеокарты сегодняшнего поколения (GeForce FX/6600/6800, Radeon 9500-9800/X700/X800). За 2001SE@Pro придется заплатить $9,95, за 2003@Pro — $14,95. Все пакеты можно скачать и купить по адресу futuremark.com
Относительно недавно компания Futurmark выпустила 2005-ю версию 3DMark. Остановлюсь на ней немного подробнее. Как и в предыдущих своих инкарнациях, 3DMark 2005 состоит из набора тестов: Game Tests, CPU Test, Feature Test и новый Batch Size Test. Отмечу, что все тесты из набора требуют поддержки PS 2.0 либо 3.0 (пиксельные шейдеры). В отличие от 3DMark 2001/2003, которые имели четыре игровых теста, 2005-я имеет только три:
- Return To Proxycon — нам предлагают посмотреть продолжение битвы на космическом корабле из 2003-й версии. Зрелище более чем впечатляющее.
- Firefly Forest — наследник Mother Nature — действие происходит в ночном волшебном лесу и имеет два источника освещения: лунный свет в сочетании со светлячком.
- Canyon Flight — летающий корабль проходит сквозь водный каньон и вступает в схватку с чудовищем. Отлично реализовано водное пространство.
Новый тест Batch Size Tests позволяет оценить скорости отрисовки простых полигонов, объединенных в группы различной сложности (от 8 до 32768 треугольников). Можно утверждать, что 3DMark 2005 полностью предназначен для видеокарт следующего поколения. Скачать его можно по адресу http://www.futuremark.com/download/. AquaMark3 — похожий тестовый пакет, также предназначенный для тестирования производительности видеокарты. Требует поддержки DirectX 8.1/9.0 со стороны видеокарты. Главное меню AquaMark3 оформлено немного в другом стиле, чем в 3DMark — похоже на предстартовое меню игры. Имеются гибкие настройки и различные режимы тестирования. Тестирование проходит путем запуска игрового уровня, разбитого на несколько сцен. Действия большинства объектов являются симуляцией, осуществленной с помощью искусственного интеллекта и физической системы движка. AquaMark3 предлагается к скачиванию как условно бесплатная версия, в которой изначально доступны только стандартные функции:
- тест в разрешении 1024x 768x32 c 4х анизотропной фильтрацией и максимальной детализацией;
- проигрыш демо-версии;
- возможность публикации своих результатов в онлайне.
Для получения больших возможностей вам потребуется зарегистрировать программу, заплатив разработчикам за тот или иной тип лицензии. Весит AquaMark3 62 Mb.
Автор не несет никакой ответственности за поломку любого аппаратного обеспечения вашего компьютера, а также за сбои и "глюки" в работе любого программного обеспечения, установленного на вашем компьютере.
Поделиться с друзьями
Комментариев нет.
Для того, чтобы оставить свой комментарий вам необходимо войти или зарегистрироваться на сайте.